Новости

День, когда не стартуют ракеты

День, когда не стартуют ракеты.
23 октября в Минском аэроклубе ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца прошло мероприятие, посвящённое 65-летию трагедии, произошедшей на 41-й площадке космодрома «Байконур» в 1960 году.
В мероприятии приняли участие Ветераны Байконура Российской Федерации и Республики Беларусь, специалисты в области авиационной и космической отрасли, учёные Национальной Академии наук Беларуси и Российской Федерации, представители Центрального Совета ДОСААФ Республики, IX Белорусского Космического конгресса, учащиеся «Патриотических классов», делегированные командованием ВВС и ПВО Республики Беларусь, курсанты Академии гражданской авиации и Военной академии РБ, учителя и учащиеся школ и гимназий Минска, Слуцка, Жодино, Червеня, музейные работники, деятели культуры, журналисты.
В этом году космодрому «Байконур» исполнилось 70 лет.
Именно с его стартовых площадок человечеству была открыта дорога в космос: в 1957 году отсюда стартовала ракета Р-7 с первым искусственным спутником Земли, в 1961-м отправился в первый пилотируемый полет Юрий Алексеевич Гагарин. Среди легендарных страниц истории Байконура — испытания лунной ракеты Н-1 и полет многоразового космического корабля «Буран» в 1988 году. Запуском модуля «Заря» именно с этого космодрома началось создание Международной космической станции (МКС).
2 июня 1955 года проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона № 5» (НИИП-5) был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР. Этот день считается днем рождения комплекса «Байконур», который включает в себя город и космодром.
Как возникло это название? В самом начале истории города и космодрома ни один, ни второй, не назывались Байконуром…
Из воспоминаний бывшего руководителя и главного инженерома космодрома В.А. Скробана: «Место, в котором я служил, закрытый город Ленинск, и космодром в его окрестностях в казахской пустыне Тюра-Там называли Байконуром неофициально, из соображений секретности. Мы знали, что на самом деле Байконур — это глухая деревушка севернее, в которой нет никакого космодрома. Надо было, чтобы думали, что запуски ракет производятся там, чтобы отвлечь внимание от космодрома настоящего».
Этот полигон предназначался для проведения испытаний ракетной техники, способной как доставлять ядерные заряды на огромные расстояния, так и для исследования космического пространства, о чем человечество мечтало с давних времен. Расположение космодрома было выбрано не случайно. Удаленность от больших трасс и ж/д путей, удаленность от границы. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен — более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима.
Размещение космодрома южнее было нежелательным из-за расположения трасс и основных полей падения отработанных ступеней в Китае или густонаселенных районах Средней Азии. Территория космодрома и сопутствующих ему служб находилась в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ордынской области — Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там.
Для обеспечения секретности объекта было начато строительство мнимого космодрома. На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов, с большими трудностями, туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Как это было во время войны, когда для отвлечения бомбардировочной авиации противника строили ложные аэродромы с фанерными муляжами самолетов. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было…
Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. Хотя, «чтобы никто не догадался», этот настоящий космодром и район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года, военными строителями под руководством Г.М. Шубникова. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.
Из воспоминаний прораба легендарного «Гагаринского старта» полковника в отставке Сергея Андреевича Алексеенко: «Королев меня схватил за грудки уже в самую первую встречу… Мы провели серию мелких взрывов и вдруг вышли на водяной горизонт. Как оказалось, чертежи проектного института были подготовлены без данных по гидрогеологии. Я предложил остановиться и начать устройство фундаментной плиты на достигнутой глубине. Однако Сергей Павлович буквально стал трясти перед моим носом кулаком: «Нет, ты мне выкопаешь котлован строго по проекту или будешь мыть золото очень далеко отсюда!» Я в сердцах бросил: «Далась Вам эта глубина. Метр больше, метр меньше — какая разница?» Королев выругался и уже спокойно сказал: «Я с этим не могу согласиться. Ракетная струя должна иметь длину свободного пробега не меньше половины высоты стартующей ракеты. В противном случае ракета не сойдет со старта или, сойдя, упадет рядом. Поэтому прошу: сделай все по проекту!» Вот тогда я впервые понял, что всё-таки мы строим. Потом взаимопонимание с С.П. Королёвым было полным.
Королев считал Байконур счастливым местом на земле наряду с Одессой, Москвой и Троице-Сергиевой лаврой. При рытье котлована под «гагаринский» старт на глубине 35 метров было обнаружено древнее костровище. Мы срочно вызвали археологов из ближайшего города. Но они так и не приехали. Тогда я сложил остатки костра в ящик, а одно полено отправил в столицу. Оттуда через три месяца пришел ответ: находке 10-30 тысяч лет. Узнав об этом, Сергей Павлович резюмировал: «Самое главное, что мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит, это место будет счастливым и для нас». А небольшой уголек положил в спичечный коробок и унес с собой.
Ракетчики не чувствовали себя на космодроме «белой» костью по сравнению со строителями. Все жили в равных условиях: тяжело — так всем. Главный конструктор говорил: «Наземные стартовые сооружения — это больше, чем ракета. Ракета без них — металл, начиненный оборудованием. И потому мы к строителям относимся так же, как и к ракетчикам, ибо они вместе делают одно большое дело».
Ветераны Байконура и их семьи помнят суровые будни и быт, отрешение от многих благ и удобств. Но во главу всегда ставились честь и долг защиты Отечества и выполнение поставленных Родиной задач.
Историю советской и современной космонавтики освещали славные подвиги первых и знаменовали суровые будни великих открытий. Ещё были свежи раны войны, а наша страна потрясла умы человечества беспримерными открытиями в космосе и ковала могучий щит во имя мира.
Развитие ракетной техники сопровождалось значительными людскими потерями. Такой катастрофой стали испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.
24 октября 1960 года, за полгода до триумфального полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, на полигоне произошла жуткая трагедия. Взрыв баллистической ракеты на стартовой площадке, унёсший жизни более ста человек, включая главкома ракетными войсками СССР маршала Митрофана Ивановича Неделина.
Спустя ровно три года, 24 октября 1963 г. случился пожар в шахте с ракетой Р-9, тогда тоже не обошлось без человеческих жертв.
Так ушли в бессмертие погибшие 24 октября в 1960 и 1963 году. В истории космодрома это «черный день», для полигона и всех сопричастных он стал днём Памяти и скорбной тишины.
В память о погибших в этот День на космодроме не проводят запусков и вспоминают тех, кто отдал жизнь ради покорения космоса.
Технический прогресс и путь первооткрывателей космоса – это всегда дорога великих свершений, единственных решений и судьбоносных результатов. Практически каждое место на Байконуре несёт отпечаток людей-легенд, которые там жили и работали.
На этом пути немеркнущими звёздами имена плеяды конструкторов Сергея Павловича Королёва, Валентина Петровича Глушко, Михаила Кузьмича Янгеля и других, первого отряда космонавтов и первопроходца космоса – Юрия Гагарина.
Мир и память погибшим! Вечная благодарность живым!
Наталья Гагарина,
заместитель начальника Минского аэроклуба по международному сотрудничеству и связям со СМИ
2025-10-24 09:06